Образ Санкт-Петербурга в произведениях русских писателей 19-го века
Едва ли есть на земле другой город, который был бы столь же вдохновенно воспет, как Петербург Пушкиным. Кажется, что поэт всеми силами старается полюбить прекрасный город, вызывающий в нем противоречивые, тревожные чувства. Историю и современность поэт объясняет, создавая емкую символическую картину Петербурга. Но чем больше поэт говорит о парадной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, призрачный. И хотя начинается повесть прославлением «всеобщей коммуникации Петербурга» («Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Задуманный Петром как просторное место для грядущего «пира», он тесен: по берегам Невы «громады стройные теснятся». В начале вступления лаконично изображен Петр в тот исторический момент, когда он, отвоевав устье Невы и побережье Финского залива, решает основать здесь город. Однако самого писателя город все чаще поражал картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. Наблюдая за образом жизни обитателей Петербурга, Гоголь в статье «Москва и Петербург», написанной в период создания петербургских повестей, отмечал, что население столицы состоит из различных социальных кругов, «не слитых между собою». Панорама Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается выразительностью и поэтичностью. Немало драматических страниц в историю факультета и кафедры вписала и состоявшаяся на Историческом факультете 4-5 апреля 1949 г. теоретическая конференция «Против космополитизма в исторической науке», где одним из главных объектов критики явился уже её заведующий О.Л.Вайнштейн.
О.Л.Вайнштейн читал на Историческом факультете: общий курс истории Средних веков и курс историографии. В течение многих лет он успешно читал лекционный курс по истории искусства Средних веков и Возрождения. В сознании Евгения Петербург не существует как «полнощных стран краса и диво»: он не замечает величия гранитных берегов Невы, прелести узора чугунных оград, стройных громад дворцов и башен. Это уже не пышный «юный град», «полнощных стран краса и диво», а «омраченный Петроград». Это город-колосс, под которым болотная топь. Это «твердыня», которую никто не штурмует, а Марсовы поля – поля воинской славы – «потешные». В ней таилась злая энергия, которую освобождает «буйная дурь» финских волн. Скрытый лиризм сказывается в олицетворениях (город «вознесся горделиво» над Невой, «одетою в гранит»). Однако величественная красота Петербурга не заслоняет в поэме и ту его сторону, которая так беспощадно будет раскрыта позже в поэзии Некрасова: нищету, бесправие народа, руками которого был создан этот великолепный город. Возвышенный образ Петербурга создан А.С.Пушкиным в «петербургской повести» «Медный всадник». Как представлены в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», повести Н.В.Гоголя «Невский проспект», лирике Н.А.Некрасова, романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»? Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя, открывает которые «Невский проспект».
Недаром В.Г. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… Она способствовала изучению восточных источников по истории Византии, отношений Византии с Востоком и т. д. Эта традиция всегда наличествовала в тематике кафедры, в настоящее время она представлена в работах ученицы Г.Л.Курбатова Л.В.Исаковой. В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре. Но чем ближе к двум часам, тем уменьшается число гувернеров, педагогов и детей: они, наконец, вытесняются нежными их родителями… Но как только сумерки упадут на домы и улицы… На наш взгляд, основанием схемы пособия явилась первая часть «Этнографии» В. Харузиной 1909 г. В нем нашли отражение такие аспекты, как история этнографической науки, задачи и предмет этнографии, этнографический и вспомогательный источники, методы этнографии, терминология, но материал пособия отразил современное состояние этнографической науки. На Невском ежедневно «происходит главная выставка всех лучших произведений человека». Наводнение и судьба главного героя Евгения – только часть петербургской истории, один из многочисленных сюжетов, подсказанных жизнью города. Осип Львович много сделал для того, чтобы кафедрой не были утрачены традиции петербургской школы медиевистики, и новое, воспитываемое в марксистском духе поколение исследователей, достаточно успешно входило в науку. Вместе с А.Д.Удальцовым, Е.А.Косминским и С.Д.Сказкиным Осип Львович руководил созданием первого советского учебника по истории Средних веков для высшей школы.
Всесоюзным Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР она была допущена в качестве учебника для исторических факультетов. Член-корреспондент АН СССР В.И.Рутенбург работал на кафедре до 1960 г. When you liked this short article and you would want to be given details with regards to https://www.licei373.ru/stipendii.html i implore you to visit our own site. , но и позже его научные связи с кафедрой не прерывались. В «трудовой описи» И.М.Гревса имеется выписка из приказа № 466 от 8 октября 1935 г., согласно которому он зачислялся в штат преподавателей кафедры истории Средних веков. И.М.Гревс читал лекции совсем так, как говорил, но еще лучше он был на семинариях, когда он действительно импровизировал» (РНБ, ОР. Уже в 1946 году ученые кафедры подготовили важные разделы Хрестоматии по социально-экономической истории Византии, которая явилась незаменимым пособием не только для студентов-византинистов, но и для специалистов в смежных областях исторического знания. Год спустя, 20 июня 1968 г. Ученый совет исторического факультета в соответствии со штатным расписанием формирует преподавательский состав кафедры: зав. кафедрой, профессор Р.Ф. Громова. Р.Ф. Итс является автором двух учебников. Межвузовский сборник / Под ред. Р.Ф. Город в поэме Пушкина многолик: это и «памятник» его основателю, и «монумент» всей петровской эпохе, и обычный город, терпящий бедствие и занятый повседневной суетой. Петербург – символ петровской эпохи, «петербургского» периода русской истории. В третьей части показан Петербург после наводнения. Петербург полон резких конфликтов, неразрешимых противоречий.